Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
1. Общие положения
1.1.Рабочая программа педагога образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее – образовательная организация), разрабатывается в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, образовательной программой дошкольного образования (адаптированной образовательной программой дошкольного образования), разработанной и утвержденной образовательной организацией.
1.2. Рабочая программа педагога образовательной организации является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим систему образовательной работы с детьми по реализации образовательной программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы дошкольного образования).
1.3. Разработчиками рабочей программы являются педагоги образовательной организации: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учителя –логопеды, учителя-дефектологи и другие категории педагогов образовательной организации (в соответствии со штатным расписанием образовательной организации). Воспитатели, работающие на одной группе, составляют рабочую программу совместно.
1.3. С целью реализации единого подхода к разработке и оформлению рабочей программы в образовательной организации целесообразно разработать Положение о рабочей программе(Приложение № 1) и обсудить его на заседании коллегиального органа образовательной организации, которому делегированы данные полномочияв соответствии с уставом образовательной организации (далее - коллегиальный орган).По итогам рассмотрения коллегиальным органом Положения о рабочей программе (далее – Положение)оформляется протокол, в котором указывается принятое решение.
1.4. Положение утверждается приказом руководителя образовательной организации (директора, заведующего образовательной организации).
1.5. Образовательная организация самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы педагогов, данный вопрос отражается в Положение.Сроки реализации рабочей программы согласуются с этапами реализации образовательной программы (адаптированной образовательной программы) дошкольного образования.
1.6. Рабочие программы педагогов, разработанные и оформленныев соответствии с утвержденным Положением, рассматриваются ежегодно (в начале учебного года) коллегиальным органом образовательной организации. По итогам рассмотрения коллегиальным органом рабочих программ оформляется протокол, в котором указывается принятое решение.
1.7.Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательной организации, и каждая программа заверяется на титульном листе подписью руководителя образовательной организации (директора, заведующего, или заместителя по УВР) в соответствии с должностными обязанностями(Приложение №2).
1.8.Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в Положение о рабочей программе, в содержание рабочих программ, рассмотрев и утвердив внесенные коррективы на заседании коллегиального органа образовательной организации.
2.Структура рабочей программы педагога
2.1.Рекомендуемая структура рабочей программы педагога определена в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с разработанной и утвержденной в образовательной организацииосновной образовательной программой дошкольного образования (адаптированной образовательной программой дошкольного образования).
2.2. Рекомендуемая структура рабочей программы:
-Титульный лист (Приложение № 2).
-Целевой раздел (пояснительная записка; целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы).
-Содержательный раздел (содержание образовательной работы, перспективное тематическое (комплексно-тематическое) планирование, модель организации образовательного процесса, формы работы и др.).
-Организационный раздел (условия реализации образовательной программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы) дошкольного образования).
3. Содержание рабочей программы педагога
(воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог)
а)Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка включает:
-Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом образовательной организации и группы; принципы и подходы к формированию рабочей программы; краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей группы; нормативно-правовые документы или программно-методические материалы, на основании которых разработана данная рабочая программа.
-Сроки реализации рабочей программы;
Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы определяются в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования (реализуемым этапом), возрастом детей, индивидуальными особенностями и возможностями каждого воспитанника.
б)Содержательный раздел рабочей программы включает:
-Комплексно-тематическое планирование по пяти образовательным областям (на учебный год, в т.ч. с учетом деятельности образовательной организации в летний период):
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре отражают планирование образовательной работы по приоритетным для них образовательным областям в соответствии с функциональными обязанностями.
Форма комплексно-тематического (перспективного)планирования может быть определена образовательной организацией самостоятельно в соответствии с реализуемой программой дошкольного образования (адаптированной образовательной программой дошкольного образования), разработанной и утвержденной в образовательной организации.
-В группах компенсирующей и комбинированной направленности включается содержание коррекционной работы, предусмотренное адаптированной образовательной программой для воспитанников с ОВЗ, которое основывается на рекомендациях специалистов психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.
-Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
в) Организационный раздел рабочей программы.
В организационном разделе необходимо отразить структуру реализации образовательного процесса:непрерывную непосредственно образовательную деятельность; совместную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность детей; формы образовательной деятельности;реализуемые образовательные технологии, режим дня, образовательную нагрузку) в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.
Условия реализации программы:методическое обеспечение образовательного процесса (по образовательным областям),разработка индивидуального образовательного маршрута, создание развивающей предметно-пространственной среды, другие условия.
4.Содержание рабочей программы
(учителя-логопеда, учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)
4.1.Рабочая программа учителя-логопеда, учителя-дефектолога – документ, определяющий содержание, объем, структуру коррекционной работы, основывающийся на содержании адаптированной образовательной программы дошкольного образования, разработанной образовательной организацией и учитывающий психофизические особенности, особенности нарушений развития воспитанников с ОВЗ, определенные по результатам обследования.
4.2.Цель рабочей программы – планирование (перспективное) коррекционной работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника, управление образовательным процессом по коррекции нарушений развития детей.
4.3.Задачи рабочей программы – определение основных методических подходови последовательности коррекционной работы с учетом контингента воспитанников с ОВЗи особенностей образовательного процесса образовательной организации в текущем учебном году.
4.4.Рекомендации к содержанию рабочей программы:
а)Титульный листрабочей программы включает:
Наименование документа «Рабочая программа (учителя-логопеда. учителя-дефектолога)Ф.И.О. _____________ по коррекции________ для_______ (группа).Полное наименование образовательной организации
(в соответствии с уставом). (Приложение № 2).
б)Целевой раздел рабочей программы
- Пояснительная записка включает:
- Документы, на основании которых разработана данная рабочая программа, сведения о программах, на основании которых разработана данная рабочая программа (примерная адаптированная образовательная программа дошкольного образования, методические пособия и др.);
-Сроки реализации рабочей программы;
- Цели и задачи коррекционной работы с учётом специфики реализуемой адаптированной программы дошкольного образования, особенностей образовательной организации, психолого-педагогических условий, характеристика контингента детей с ОВЗ (возрастные и индивидуальные особенности развития, др.);
Информацию об используемых образовательных, коррекционно-развивающих технологиях, формах организации образовательного процесса, моделей организации работы с детьми и т.п.
- Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы определяются в соответствии с реализуемой в образовательной организации адаптированной образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями имеющихся нарушений в развитии, индивидуальными особенностями и возможностями каждого воспитанника.
3.5.3.Содержательный раздел рабочей программы.
- Основное содержание коррекционной работыопределяется в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями нарушений развития, индивидуальными возможностями и потребностямивоспитанника(образовательные области, задачидля формирования необходимых жизненных компетенций, задачи по необходимой коррекции, темы, тезисы основного содержания образовательной работы, способствующие социализации и).
- Перспективное тематическое планирование (комплексно-тематическое) с определением основных видов деятельности воспитанников (на учебный год с учетом срока реализации рабочей программы).
Примерная форма тематического планирования
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
направление коррекционной работы |
|
|
|
|
|
|
Форма перспективноготематического планирования может быть определена образовательной организацией самостоятельно в соответствии с реализуемой адаптированной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной в образовательной организации.
в) Организационный раздел рабочей программы.
В организационном разделе необходимо отразить структуру реализации образовательного процесса: формы образовательной деятельности (подгрупповые, индивидуальные занятия), образовательную нагрузку (количество занятий, длительность и время проведения в режиме дня группы) в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.
Условия реализации программы: психолого-педагогические (комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, разработка индивидуального образовательного маршрута, используемые специальные учебно-методические пособия и др.);материально-технические(использование специального оборудования);организационные (создание специальной развивающей предметно- пространственной среды, специального режима дня в определенные периоды времени, например: организация режима молчания для заикающихся) и др.).
Примерный методический конструктор рабочей программы учитывающий специфику профессиональной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога представлен в Приложении № 3.
28.01.2015 / Администратор / 11478